Центробежные процессы внутри ЕС – не новость, распад ему предрекают не первый год. Однако раньше предсказаниями занимались, в основном, разные эксперты и политологи. Последний же год ознаменовался тем,что о кризисе Евросоюза заговорили (причем довольно громко и часто) разномастные европолитики и сами руководители из Брюсселя.
Президент ЕС в своем видении будущего союза не одинок. Точку зрения Мартина Шульца разделяют, к примеру, в Люксембурге. Глава МИДа этой страны Жан Ассельборн прогнозирует возможность восстановления государственных границ стран-членов ЕС – то есть, конец Шенгенской зоны.
Поводом для беспокойства Брюсселя должен был стать еще долговой кризис 2014 года. Попытки реабилитации стран Южной Европы порядком истощили казну основных доноров европейской экономики, в основном Германии. Но Ангела Меркель в своей непримиримой борьбе за европейские ценности уже не знала удержу. И, когда в 2015-м разразился миграционный кризис, госпожа канцлеряйн снова была в первых рядах борьбы – на сей раз за свободу передвижения беженцев по территории стран ЕС. Пока в Берлине спохватились, что стройные здания европейских институтов вот-вот сметет миграционное цунами, было уже поздно. А Меркель заработала прозвище "могильщика ЕС".
На стороне Меркель играла и глава МВФ. Кристин Лагард заявила, что приток мигрантов в Европу может принести ЕС экономическую выгоду – и призвала богатые страны Европы "расширить подход", чтобы принять большее число беженцев. Но вряд ли Лагард больше понимает в экономике, чем лауреат Нобелевской премии 2015 года Энгус Дитон. А вот он убежден, что миграционный кризис одновременно со слабым экономическим ростом является опасным коктейлем. "Мы видим растущее неравенство людей, причем на фоне медленного подъема экономики. И это действительно ужасная вещь, поскольку она заставляет людей воевать друг против друга", – заявил нобелевский лауреат.
Но тут надо сказать, что Европа действует в своих лучших традициях: создает себе проблему, чтобы потом с ней бороться. Мигранты ведь бегут от войны и "Исламского государства", которые свирепствуют в странах Ближнего Востока и Северной Африки. А когда в этих странах исчезла стабильность и воцарился хаос? Как только ЕС под чутким руководством Вашингтона решил приобщить к демократическим ценностям Ирак и Ливию, позже и не столь явно – Египет и Йемен, теперь Сирию.
Политикам, конечно, такие ошибки признавать несвойственно. Зато народ недовольство накапливает. Немудрено, если, как в Германии, тебя выбрасывают на улицу из социального жилья, чтобы поселить там пяток здоровых бородатых мужчин, говорящих по-арабски. И народ этот хочет теперь не свободы передвижения, а крепких границ (желательно с колючей проволокой); не мультикультурализма – а привычной родной речи на улицах городов и в квартирах по соседству.
Так что, когда датчанам предложили ответить на референдуме на вопрос – согласны ли они присоединиться к европейскому сотрудничеству в сфере полиции и правосудия, получилось большое "нет". Дания – член Евросоюза, однако выторговала себе право на самостоятельное решение правовых вопросов. Теперь правительство решило, что пора полностью подчиниться Брюсселю, но неувязочка вышла. Ничего не поделаешь – референдум, "глас народа – глас Божий". Кстати, такой же демарш – даже хуже, с требованием полного отделения – намечается в Финляндии.
О Великобритании и говорить нечего: Лондон постоянно шантажировал Брюссель своим выходом из ЕС. Нынешний председатель Евросовета Дональд Туск весь извелся, уговаривая мрачных британцев повременить, даже предложил реформировать ЕС под британские требования. Реформы Туск с премьером Великобритании уже разок согласовывали. Как и следовало ожидать, Дэвида Кэмерона предложения Брюсселя не устроили. Он даже назначил референдум по вопросу выхода из Евросоюза, который пройдет летом 2016 года. Его не смущает даже, что тем самым подогревает сепаратизм внутри своего королевства: шотландцы провели один референдум об отделении от Великобритании и готовят второй.
Испания никак не разберется с требующей независимости Каталонией, и сама о выходе из ЕС пока не заикается. Зато в Италии собрали 200 тысяч подписей в пользу референдума по выходу из Евросоюза. Долговой кризис Греции не раз заставил ее задуматься об экономическом отделении от союза. Брюссель уговорил остаться – и тут же отблагодарил, сделав ее воротами для мигрантов.
В конце концов Брюссель решил, что надо ограничить число мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые ищут убежища на Западе. Как утверждается в письме ЕС, вопрос уже поднимался Францией и Германией.
Исследователи видят наиболее вероятный сценарий будущего ЕС на ближайшие 10 лет таким образом. Процесс централизации власти, проводимый Брюсселем, полностью остановится. Часть европейских государств, в том числе Дания, будут проводить все более самостоятельную политику в отдельных сферах. Референдумы за выход из ЕС пройдут по всей Европе. Сотрудничество в прежнем объеме сохранит лишь небольшая группа государств, наиболее приверженных идее Объединенной Европы. "Тараном", разрушающим ЕС, станет ограничение или полное прекращение шенгенского сотрудничества.
Напряжение между членами ЕС растет и из-за антироссийских санкций. "Гранды" Европы – к примеру, Италия – давно уже поняли, что пользы от них никакой, а вреда европейцам они наносят, по крайней мере, не меньше, чем России. Как заметил глава российского МИДа Сергей Лавров, это США "нагнули" Евросоюз, заставив его пойти на такие меры. Ну а долгое пребывание в такой позе никому еще здоровья не прибавляло.
Свежие комментарии