Эксперты подготовили доклад, в котором сравнили предвыборное состояние политической системы сейчас и пять лет назад. Главная целевая аудитория исследования – иностранные граждане, прежде всего эксперты. Для них аналитики подготовили "информацию о важнейших параметрах российской политической системы и особенностях электоральной модели". Текст доклада уже направлен нескольким тысячам иностранных экспертов.
Как говорится в исследовании, парламентские выборы 2011 года обернулись волной протеста и, по мнению экспертов, наглядно продемонстрировали имевшийся кризис политической системы.
![](https://r2.mt.ru/r23/photoD098/20381689395-0/jpg/bp.jpeg)
Авторы работы подчеркивают, что для устойчивого развития политической системы России необходимо, чтобы изменения были "подкреплены новым уровнем качества регулирования и реализации демократических процедур". Что же изменилось за годы, прошедшие с последних парламентских выборов? К 2016 году, по оценке экспертов, внутриполитическая система стала более вариативной и ориентированной на особенности 85 российских регионов. При этом она "приобрела четкие и прозрачные правила в тех сферах общественной жизни, которые ранее оставались на периферии внимания власти (например, интернет, общественный контроль, безопасность уличной политики), открылась для новых лиц, групп общественных интересов и носителей содержательных идей".
Исследователи отмечают, что к 2011 году стала очевидной необходимость разомкнуть партийную систему, которая к тому времени "остановилась в развитии и закрылась от появления в ней новых игроков". "Нужно было дать возможность всем попробовать свои силы в партийной политике, в том числе малым группам интересов". "Государство ответило на запрос протестующей части общества 2011 года, у разных политических сил появилось больше возможностей побороться за думские мандаты", – цитирует "Коммерсантъ" директора Rethinking Russia Яна Ваславского. В результате реформ партийная система в России претерпела существенные изменения.
![](https://r.mt.ru/r23/photo0F30/20604762244-0/jpg/bp.jpeg)
К началу избирательной гонки – 2016 в России насчитывается уже 74 партии, из которых 14 могут выдвигать кандидатов в Госдуму, не проходя через процедуру сбора подписей. При этом проходной барьер снижен до 5%, а выборы по одномандатным округам серьезно повышают шансы быть избранными местным лидерам общественного мнения и ярким региональным политикам. Если в 2011 году число партий на региональных и муниципальных выборах в целом по стране составляло семь, то сейчас уже 55 политических сил выдвинули кандидатов.
Серьезной ревизии подвергся порядок избрания глав регионов. Если в начале анализируемого периода все губернаторы утверждались исключительно законодательным собранием субъекта Федерации из числа предложенных президентом кандидатур, то сейчас в абсолютном большинстве избираются на прямых выборах населением (75 регионов). Еще в десяти субъектах за кандидатуры глав регионов голосуют депутаты местных заксобраний. На фоне этих изменений выросло электоральное "качество" губернаторов. Если к 2011 году менее половины (48%) из них могли похвастаться победами в разного рода выборах, то к концу 2015 года этот показатель увеличился до 79%. Одновременно за четыре года выросло представительство во власти оппозиционных политиков.
![](https://r1.mt.ru/r23/photoF5F2/20827835093-0/jpg/bp.jpeg)
Одним из ответов на запрос общества в 2011 году стало появление движения "Народный фронт "За Россию!" (Общероссийский народный фронт). Однако к выборам в декабре ОНФ еще фактически не сформировался, и его активисты шли в Госдуму как представители неформального объединения. За четыре года движение оформилось и стало ведущей общественной силой в стране. "Фронтовиков" признают мощнейшим институтом независимого общественного контроля за реализацией президентских поручений и качеством госзакупок. ОНФ является единственной общественной силой, имеющей право на оценку докладов правительства Контрольному управлению президента.
С 2011 года, отмечают авторы исследования, существенно расширились условия для развития некоммерческого сектора и участия гражданского общества в государственных делах. Если четыре года назад лишь девять видов деятельности НКО давали право на получение дополнительной поддержки со стороны власти, то сейчас в этот перечень входят уже 17 направлений. Более того, с 2016 года некоммерческие организации будут получать до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ для полноценного участия в оказании социальных услуг вместе с бюджетными учреждениями.
Свежие комментарии